Сложный период в жизни малыша. Период адаптации к учебному году.

Сложный период в жизни малыша. Период адаптации к учебному году.

school.jpg
В начале учебного года ребенку может быть сложно войти в учебную колею, и это - вполне закономерное явление. Детский организм противится необходимости вести напряженную трудовую жизнь, отвыкнув за лето от школьных нагрузок.
Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям?
Первым делом нужно установить правильный режим дня, чтобы школьник полноценно отдыхал. Летом он привык позже ложиться и просыпаться, а теперь нужно просыпаться гораздо раньше. Естественно, ребенок не высыпается и легче устает.
Важно дать детям время привыкнуть хотя бы к стандартной учебной нагрузке, а потом уже можно оправлять на дополнительные занятия.
Желание остаться дома может быть вызвано также отсутствием интереса к занятиям. Внимательно присмотритесь к интересам школьника, поощряйте его любознательность, и, вполне возможно, ваше дитя побежит в школу вприпрыжку, надеясь блеснуть тем, что еще неизвестно его сверстникам.
Если, несмотря на полноценный отдых и сон, школьник продолжает жаловаться на недомогание, быть может, его нежелание ходить на занятия связано с проблемами в школе? Лучше лишний раз поговорить с педагогами, чем позволить ребенку использовать свое здоровье для манипуляции родителями.
Однако недооценивать детские жалобы и списывать их на капризы тоже нельзя. Ребенок может испытывать настоящую головную боль, терпеть которую не только не нужно, но и вредно. Запасаясь обезболивающим, помните, что не все анальгетики можно давать детям. Школьникам не рекомендованы, например, аспирин и анальгин (по решению Фармкомитета при Минздраве РФ). Поэтому ищите лекарство, разработанное специально для маленьких пациентов. Важно также, чтобы анальгетик не вызывал сонливости и не мешал учебе.
Помимо лекарств, излечить головную боль поможет тихий час после школы. Сон должен длиться не более 40–60 минут, иначе нарушится режим дня. Особенно полезны прогулки на свежем воздухе. Клетки головного мозга активно снабжаются кислородом, он быстрее отдыхает и восстанавливается.
Особенно трудно адаптируются к началу учебного года дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Впервые об излишне непоседливых детях заговорили в середине XIX века. А с 80х годов XX столетия состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней. Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы ребенка и проявляется в том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Сегодня СДВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у многих детей (по данным разных исследований, им страдают от 2,2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Это заболевание у мальчиков диагностируют в 4–5 раз чаще, чем у девочек.
«Непоседам» необходим четкий продуманный режим дня в течение всего учебного года. Они больше других нуждаются в регулярных физических упражнениях на свежем воздухе. И помощь в учебе им тоже не помешает. Также в этом случае стоит обратиться к специалистам – психологам, невропатологам, педагогам. Возможно, при этом потребуется комплексное лечение таких школьников с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных средств. Оно при этом должно быть индивидуальным и назначаться с учетом данных обследования.
Для борьбы с сентябрьской усталостью всем детям нужен и особый режим питания. К счастью, осень дает возможность насытить меню витаминами. Некоторые специалисты считают, что особенно полезны овощи и фрукты, выращенные в родной полосе. Продукция жарких стран, по крайней мере, осенью, значительно проигрывает российскому урожаю. И неудивительно: чтобы нежные плоды выдержали транспортировку, их обычно снимают незрелыми, из-за чего они не успевают добрать все витамины. А чтобы удлинить срок хранения, фрукты обрабатывают химикатами, поэтому шкурку у импортных яблок и груш советуют срезать.
Большинство детей к концу сентября привыкает к учебному ритму жизни. Так что на это время запаситесь терпением и будьте внимательны к жалобам ребенка.
В следующем году постарайтесь заранее, за пару недель до начала учебного года, начать перестраивать режим дня школьника. Передвигая время отбоя и подъема всего на 10 минут в день, к началу года можно достичь солидного двухчасового выигрыша и максимально приблизиться к школьным рамкам. Возвращаться из отпуска в родные края лучше за неделю-другую до начала учебного года, чтобы адаптация к школе не накладывалась на тягостную акклиматизацию.
|
Рейтинг ()

Возврат к списку